SkyWay в Арктике
Арктические территории Российской Федерации являются стратегическим регионом, поскольку представляют собой крупную сырьевую базу. Развитие этого региона – важнейшая задача в рамках экономических и геополитических интересов страны. Однако инфраструктурное развитие арктических территорий находится на достаточно низком уровне, что создает острую потребность в качественно новой модели модернизации. Сложные климатические условия и особенности рельефа территорий крайнего Севера препятствуют полномасштабному освоению и разработке месторождений полезных ископаемых.
Пристального внимания заслуживает также организация портовой инфраструктуры Урала, которая ориентирована в первую очередь на обслуживание нефтегазового сегмента промышленности, что формирует её однобокую отраслевую направленность, игнорируя прочие хозяйственные и транспортные нужды региона. Кроме того, существующие порты рассчитаны на обслуживание в основном малотоннажного флота, в силу сложных условий строительства и значительных финансовых затрат на возведение портовых объектов.
Внедрение инновационных подходов с использованием технологии SkyWay позволяют решить эту проблему, поскольку причалы могут выноситься в прибрежную территорию до глубин 20 м и более, достаточных для обслуживания крупнотоннажных судов. Организация портов по такому принципу имеет ещё одно немаловажное достоинство: значительное снижение капитальных затрат на строительство, – поскольку не требует проведения дноуглубительных работ и способствует снижению эксплуатационных издержек и, кроме того, значительно оптимизирует логистику доставки грузов, упрощая доставку по схеме «месторождение ¬– подвижной состав СТЮ – трюм балкера». Также подобная схема организации не требует размещения в портовой зоне складских объектов, необходимых для хранения груза и транспортировки его к причалу. Следует заметить, что такой принцип организации транспортных коммуникаций применим не только для северных территорий, а подходит для любых климатических зон, а также для местности со сложным рельефом, где возведение традиционных инфраструктурных объектов либо невозможно, либо не целесообразно по совокупности финансовых затрат.
«Наиболее перспективными возможностями для формирования новых принципов размещения производительных сил в Арктике и её смежных территориях обладает инновационная инфраструктура на базе систем А. Э. Юницкого», – пишет автор. «Такая платформа должна не только обеспечить новый уровень и качество регионального развития, но и создать условия для перехода экономики всей страны на новый, передовой технологический уклад». Ещё одним достоинством технологии Юницкого для северных территорий, по мнению автора научной статьи, является возможность организации поселений по принципам «линейного города», в котором поверхность земли предназначена для пешеходов и зелёных растений, а все транспортные, энергетические и информационные коммуникации размещены на «втором уровне». При этом для принципиального функционирования таких урбанистических систем достаточно «горизонтальных лифтов», соединяющих одиночные поселения-башни.
Поселения нового образца, линейные города – оптимальный вариант размещения, поскольку могут быть построены на труднодоступных, сложных рельефах и даже на морском шельфе. Согласно мнению автора, в тундре, арктической пустыне или арктическом побережье потребность в строительстве многоэтажных массивных зданий представляется нецелесообразной, но сама идея линейного поселения и струнно-рельсовой инфраструктуры второго уровня бесценны. Кроме того, обустройство поселений по схеме «кластерного города» учитывает специфику ведения традиционных видов северного хозяйствования коренных этнических групп, позволяя размещать в элементах путевой структуры (анкерных опорах) жилые модули, оснащенные всем необходимым для жизнеобеспечения: электропитанием, обогревом, кровлей, а также точками для связи, интернет-коммуникации и навигации. «Транспортно-инфраструктурные разработки и технологии SkyWay создают отличную платформу для выработки и внедрения в практику ряда новых подходов к размещению производительных сил; они представляют собой комплекс транспортных и урбоэкологических разработок, органично вписанных в природу, создающих комфортную, экологичную и безопасную среду для деятельности и проживания человека…»
Оригинал статьи находится здесь: http://vestnik.mstu.edu.ru/v19_2_n66/12_Litovsky_431_442.pdf
Для справки:
1. Журнал «Вестник МГТУ» — рецензируемое научное издание, предназначенное для публикации результатов фундаментальных и прикладных научных исследований, а также научных результатов диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук. Издается с января 1998 г. Периодичность: 4 выпуска в год. Журнал включен в Перечень российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук в соответствии с требованиями приказа Минобрнауки России от 25 июля 2014 г. № 793.
2. Владимир Васильевич Литовский – доктор географических наук, заведующий сектором размещения и территориального планирования Института экономики УрО РАН, ученый секретарь Совета по Арктике УрО РАН