Томторское месторождение
Современная технология, особенно технология пятого и шестого технологических укладов, немыслима без таких редких и редкоземельных металлов, как тантал, ниобий, скандий, лантан, церий, иттрий, иттербий, европий, самарий, празеодим, гольмий, гадолиний и другие. Они широко применяются при производстве различных материалов, необходимых для скоростного транспорта, автомобиле- и самолетостроения, высотного строительства, электроники и оптоэлектроники, современной энергетики. Например, в самолете пятого поколения используется примерно полторы тонны этих металлов. Легирование сталей ниобием существенно повышает их износо- и коррозионностойкость. Детали из легированных ниобием сталей примерно в три раза меньше весят при тех же конструкционных характеристиках и в пять раз дольше служат. Легированные ниобием рельсы имеют коэффициент термического расширения в четыре раза меньше, чем традиционные. То есть можно делать рельсы длиннее и получать меньше стыков.
Уровень применения редкоземельных металлов является показателем научно-технического развития ведущих отраслей экономики, и сегодня в России использование РЗЭ, металлов и сплавов растет.
Редкометалльное производство было утрачено в России после развала СССР. На данный момент страна зависит от импорта редкоземельных металлов из Китая, на долю которого приходится 97% от их мирового производства. Напомню предысторию. Китай долгие годы демпинговал на рынке редкоземельных металлов. В результате его конкуренты прекратили их добычу. Но в 2010 г. Китай резко повысил цену на них. Типа, «Хотите дешевые редкие металлы? Размещайте производство изделий с их использованием в Китае.» Но это стратегический вопрос. В США началас расконсервация рудников. У Власти России в этом вопросе тоже вплне определенные планы.
И у нас в стране есть выдающееся Томторское месторождение этих металлов. В его руде 18 наименований металлов. Чтобы было понятно качество этого месторождения, его можно сравнить с месторождением Араша в Бразилии, которое сейчас считается самым хорошим в мире по ниобию. Там на тонну руды содержится 23 килограмма ниобия. И помимо ниобия там мало чего другого есть. На Томторе, на участке Буранный, на тонну содержится 63 килограмма ниобия и плюс к ниобию там еще 95 килограммов других редкоземельных элементов. Например, тория там примерно полтора килограмма на тонну, а он становится очень востребованным, потому что в настоящее время в мире активно разрабатываются торий-урановые реакторы. Таких месторождений нигде и ни у кого больше нет.
Открытое в 1959г. Томторское месторождение редкоземельных металлов находится на северо-западе Республики Саха на 71-м градусе Северной широты, и является крупнейшим месторождением в мире среди редкоземельных гигантов. При этом концентрация и количество ниобия и тербия на Томторском месторождении превосходят все мировые аналоги.
Массив Томтор расположен среди девственных красот лесотундровой полосы Якутии. Климат здесь характеризуется долгой полярной зимой (с сентября по май, причём три месяца с ноября по январь вообще без солнечного света) и нестабильно жарким летом (июнь – август).
Площадь месторождения составляет 250 квадратных километров, а его запасы оцениваются в 154 миллиона тонн руды, которая содержит высокие концентрации оксидов ниобия, тербия, скандия и иттрия.
Россия сможет составить достойную конкуренцию Китаю и другим производителям редкоземельных металлов.
Итак, особенности «Томтора»:
- Месторождение содержит фосфатные руды и редкоземельное сырье, не имеющее аналогов в мире по качеству и чрезвычайно востребованное современной промышленностью: ниобий*, скандий, иттрий и т.д.;
- Отсутствие транспортной инфраструктуры (ближайшая станция железной дороги находится в 700 км
- от месторождения в городе Мирный) до сих пор делало разработку месторождения экономически нерентабельной.
- Строительство коммуникаций по традиционным технологиям затруднено и экономически высоко затратно, так вечная мерзлота существенно затрудняет их строительство и эксплуатацию;
- Температура достигает значений ниже 70 градусов по Цельсию.
Выгоды от применения технологии Sky Way:
- Освоение Томторского месторождения позволит извлечь существенную прибыль от реализации дефицитного сырья;
- Эффективное транспортное сообщение и освоение новых территорий;
- Проект возможно осуществить с привлечением только частного финансирования, без затрат из бюджета;
- Средняя стоимость 1км двухпутной дороги (с инфраструктурой и подвижным составом): 2,8 млн. USD (для производительности 100 млн. тонн/год);
- Себестоимость перевозки 1 тонны грузов: 3,73 USD;
- Годовой объем перевозки грузов: до 100 млн. тонн;
- Окупаемость дороги (700 км, до 50% загруженности) составляет 3– 5 лет.
Адресный проект инициируется группой компаний Транснет.
Для участия в получении прибыли с реализации этого адресного проекта дополнительно к доли корневой компании необходимо стать партнером Sky Way Ivest Group.
Рекомендованная статья о Томторском месторождении
Фонд Sky Way Invest Group — регистрация в инвестиционной компании (бесплатно)
https://account.rsw-systems.com/?r=821 — регистрация в корневой компании (бесплатно)
Фонд Sky Way Capital — регистрация в инвестиционной компании First Sky Way Invest Group (бесплатно)